Тайна за семью печатями

Существует очень много непонятных и загадочных объектов и явлений. К одному из них можно отнести способность человека к изложению мыслей, описанию явлений и различных достижений в письменном виде. В письменном виде обобщается опыт предыдущих поколений,  происходит накопление и передача знаний. Таким образом - письмо - это средство запечатления мысли человека с помощью языка и специально созданной системы условных обозначений.

Умение писать не является прирожденным свойством человека, а  возникает  в результате обучения, длительной тренировки и выработки  навыков.

Наше воспитание и обучение представляет  длинные  ряды условных рефлексов, к числу которых относится и  процесс  письма.  В  процессе  обучения  и   последующей   письменной практики формируется привычная, удобная для каждого  пишущего  система  движений.  В результате этой привычки каждый человек начинает выполнять письменные  знаки  именно   так,   а  не  иначе, следовательно, делает почерк каждого человека индивидуальным, неповторимым.

Традиционно изучением почерка занимаются специалисты графологи и почерковеды. С одной стороны, названия специальностей являются синонимами, с другой стороны эти специалисты занимаются совершенно разными областями знаний.

Графологи специализируются на изучении проявлений в почерке индивидуальных особенностей человеческой личности. Графология является разновидностью психодиагностики. С помощью графологии можно больше узнать о человеке: выявить скрытые мотивы, подавленные желания, другие личностные особенности.В некоторых за рубежных компаниях без консультации графолога Вас не примут на работу.

В Советский период истории нашей страны графология была признана псевдонаукой и развития не получила.

Эксперты почерковеды решают более приземлённые задачи, например, могут выяснить был ли «подделан» документ. Под решение этих задач была подведена научная база, исследованы особенности проявления признаков письма их закономерности.

Объектами почерковедческого исследования может являться как рукописный текст, так и подписи, могут решаться идентификационные и диагностические задачи.

Идентификационные задачи почерковедческой экспертизы:

Установление исполнителя подписи, рукописного текста или буквенно-цифровой записи в документе проверяемым лицом или кем-то другим.

Диагностические задачи почерковедческой экспертизы решают вопросы установления условий, в которых выполнялись исследуемые записи, подписи.

Причем решение идентификационных задач невозможно без решения диагностических и наоборот.

Специалисты нашей компании рады помочь по всем вопросам, связанным с возможностью проведения экспертизы.

Наиболее часто задаваемый эксперту вопрос: что нужно для проведения экспертизы.

Как правило, на экспертизу необходимо предоставить подлинник проверяемого документа. По копиям документов тоже можно провести экспертизу, но с целой кучей оговорок и ограничений, и лишь в том случае, когда доподлинно установлено, что подлинника документа не существует.

В качестве образцов сравнения эксперту требуются свободные  и экспериментальные образцы прочерка проверяемого лица, первые сопоставимые по времени, вторые по материалу письма с проверяемым документом. Свободными образцами называются такие образцы, при выполнении которых проверяемое лицо не могло предположить, что они будут использованы для проведения экспертизы.

Экспериментальные специально отбираются для проведения экспертизы. Основная задача, которая решается при отборе экспериментальных образцов – это максимально приблизить условия их выполнения  к тем, которые существовали при выполнении спорного документа.

Поэтому экспериментальные образцы должны выполняться таким же пишущим прибором, в случае заполнения бланков – на таких же бланках, если не за письменным столом, а например – на коленях, то на коленях, и т.д.

И в заключении следует сказать, что эксперты не всемогущи. Их возможности зависит от наличия глубоких теоретических знаний, большого практического  опыта,  профессиональной интуиции, и самое главное от качества и количества собранного для исследования материала.

Автор: заместитель генерального директора по методической работе, эксперт Баранов Олег Владимирович